Про таинственные письмена на скалах написано
горы всякой литературы, но попытка осмыслить их с точки зрения
культурологии в Якутии сделана впервые. «Это послание потомкам в виде
космической энергии, тайна, которую хранят горы. И это есть главная
загадка современности», – считает кандидат культурологических наук
Любовь Кузьмина.
Сохранились легенды, что
священные скалы, на которых размещены петроглифы (древние рисунки),
несут закодированную информацию. Существуют разные версии о
происхождении наскальных рисунков, есть и такая: мол, их вдохновенный
художник – внеземной разум. В доказательство приводят рисунки,
найденные в Африке: изображения человека в скафандре, изображения
кометы и прочее. У нас подобных изображений нет, но материал богатый:
на сегодня день зафиксировано и исследовано 115 писаниц с более чем
пятью тысячами рисунков.
Культурология является синтезом наук и рассматривает явления
голографически. Чтобы понять смысл этого «первобытного граффити»,
потребовалось обратиться не только к истории, археологии, этнографии,
фольклористике, но также к психологии и мифологии.
В Олонхо, к примеру, есть образ мировой горы. Священные же скалы с
петроглифами выступают неким символом мировой горы, они являются частью
системы знаний о мироздании. Через них человек ощущает свою связь с
космосом, именно через скалы избранным поступают сокровенные знания в
виде энергии. Конечно, эти эзотерические знания доступны немногим. Эти
посвященные - шаманы. Так есть сейчас, и так было десятки тысяч лет
назад. Тайные знания позволяли шаману получать информацию о прошлом,
настоящем и будущем. Вокруг этих сакральных мест, как издавна считают
местные жители – особая энергетика, на священной горе происходят
исцеления и другие загадочные явления. До сих пор якуты не проходят
мимо скал, не возложив к ее подножию ритуальную жертву.
Удивительно, но факт остается фактом: примитивные люди, жившие в каменном веке, гораздо чащеизображали
на рисунках не сцены охоты или мирный быт, а некие таинства,
происходящие при участии этих первобытных «жрецов». Исследователи
полагают, что и рисовать-то на камне было позволено только шаманам,
поэтому большая часть изображений – это мистические знаки –
духи-хранители, шаманские бубны, символы других миров.
Вглядитесь в эту фигурку, запечатленную на скалах в бронзовом веке (в
долине реки Маи, притока Алдана) – у нее нет ног. Случайность? А рядом
еще две человеческие фигурки с рожками (рога – это непременный атрибут
шамана) – у них и вовсе изображены только лица и часть туловища.
Четвертая фигура находится чуть поодаль от остальных и его черная маска
кажется немного зловещей. Глядя на рисунок, возникает ощущение, что
фигуры людей в ритуальных масках, раскинув руки, парят в воздухе! И
вероятнее всего, совершают путешествие в Верхний мир, к солнцу (которое
представлено здесь в виде солярного знака) с мольбой о ниспослании
благополучия, плодородия.
В петроглифах Верхней Лены есть даже целая серия ритуальных танцев под
предводительством шаманов. Особенно выразительны фигурки в местностях
Чопчу–Бага и Мохсоголлох Хая. В одной – танцующие шаманы, а в другой –
ритуальный круговой танец во главе с главным шаманом (у него
четырехрожковые ветви на голове и бахрома для кистей рук, бубны,
жертвенный скот).
Самые древние изображения на скале в Якутии находятся на реках Токко и
Олекма. Скала Суруктаах-Хайа на берегу Токко является одним из
древнейших культовых центров Средней Лены. На скале изображены лошадь и
бык. Бык, нарисованный в движении, выглядит весьма реалистично: с
вытянутой вперед мордой и приподнятым хвостом, кажется вот-вот и его
ярость прорвется наружу! А вот фигура лошади сильно стилизована: из
каждой пары ног прорисовано только по одной ноге, контур внутри –
чистый. Вы спросите: ну, какая может быть магическая подоплека у
изображения этих животных?
Культуролог Любовь Кузьмина объясняет так: «В древности якуты
противопоставляли быка из Нижнего мира и лошадь, животное Верхнего
мира, олицетворяющих соответственно – «длинную зиму» и «короткое лето».
Якутский шаман путешествие в Верхний мир начинает с какого-нибудь
возвышения, например, горы или скалы. По словам шамана Куруппа,
зверь-хранитель находится на вершине высокой скалы. Из сказанного
следует, что фигуры животных, выписанные на скалах, могут означать
духов-хранителей шамана. Душа шамана (ийэ-кут) на лошади,
духе-хранителе (мать-звере) взмывала в Верхний мир, а, превратившись в
быка, отправлялась в Нижний мир, чтобы обнаружить души, украденные
духами». Подобные рисунки животных передавали также преклонение людей
перед самыми крупными представителями тогдашнего животного мира —
лосями, медведями, дикими лошадьми как духами-хранителями души шамана
ийэ-кут.
Но помимо ритуального значения рисунки могли иметь и чисто утилитарный
характер: Под одной фигурой лося (роспись Мундуруччу на Амге) проведены
горизонтальные линии, рассеченные вертикальными черточками. Местные
охотники и этнографы предполагают, что эти линии представляют собой
оригинальный знак-указатель: неподалеку от скал с изображениями
находится место для переправы крупных таежных животных, где охотники
осенью и теперь отстреливают сохатых! Что более всего изумляет – это единство символических наскальных
образов по всей территории нашей необъятной Земли (от Монголии на
востоке – до Испании на западе, от Африки на юге – до самого Крайнего
Севера), что говорит о том, что шаманизм – это универсальная ритуальная
практика. Возле наскальных изображений шаманы в разных концах света и
по сей день, проводят свои тайные ритуалы (так что еще можно поспорить:
чья профессия самая древняя на Земле!).
Это и свидетельство единства
исторического процесса, и того, что человек был изначально существом
религиозным. Некоторые археологи даже предполагают, что у него были
развитые экстрасенсорные и парапсихологические способности. А это
означает, что не столь уж и примитивен был дикий предок, раз мог
оперировать символическими образами! А нам, похоже, только предстоит
однажды открыть смысл тайного послания наших загадочных пра-прапраотцов…